art_afrodiziak (art_afrodiziak) wrote,
art_afrodiziak
art_afrodiziak

Categories:

Эффект Манделы: взбесившееся пространство и время.

Оригинал взят у kolarium21 в Эффект Манделы: взбесившееся пространство и время.


В 1985 году в Ленинграде, после продолжительной... э... реставрации по известному адресу Невский проспект, дом 56, открылся наконец-таки Гастроном номер 1, известный горожанам и гостям города как Елисеевский. И коренные ленинградцы, и изредка бывающие в центре жители города, и туристы не преминули зайти в этот гастроном, являющийся достопримечательностью города, дабы оценить качество ремонтных работ и сравнить, насколько нынешний вид магазина отличается от исторического. В целом, многие согласились, что внутреннее убранство гастронома братьев Елисеевых засверкало свежими красками и блеском начищенной, ранее потускневшей бронзы и хрусталя... Но всё же не могли не заметить одной существенной, даже, можно сказать, краеугольной детали: с потолка исчезла роскошная хрустальная люстра, висевшая в центре зала! Сотни возмущённых горожан писали гневные письма в редакции газет, в "Вечёрку" и в "Ленинградскую правду" с требованием прекратить этот беспредел, вернуть украденную люстру на место... А вы помните эту люстру, если бывали в Питере и посещали известный магазин? Как она выглядела? Помните, такая шикарная, прямо в центре торгового зала? И вдруг - пропала! Не иначе, кто-то из больших шишек утащил к себе на дачу! Но редакция газеты, наведя справки, написала опровержение на свою ранее напечатанную заметку в "Дежурном репортёре": в Елисеевском люстры никогда не было!



Вот одно из писем в рубрику "Дежурный репортёр" от Раисы Дмитриевны Кургузовой, работавшей в шестидесятые годы прошлого века ревизором в Управлении торговли:

"В 1965 году я проверяла магазин. Люстра там еще была. Прекрасно помню эту люстру, думаю, что она из хрусталя. И зачем вам понадобилось вводить в заблуждение читателей? Ведь тысячи ленинградцев, особенно коренных, наверняка ее помнят".

И таких писем в редакцию поступило сотни:

"С 1948 по 1953 год я работала на Малой Садовой, 3, ежедневно посещая магазин. Люстра хрустальная висела в центральном зале над кассами. Ее нельзя было не заметить, так как она блестела, как бриллиант, магазин казался волшебным. А.Я. Полейко".

"Я коренной ленинградец. Всю сознательную жизнь живу на Невском и хожу в Елисеевский магазин. Хорошо помню закрытые витрины гастронома № 1 в войну. Помню интерьер магазина после войны — море света. В конце 60-х годов над кассами появилась сетка. Дело в том, что две нити с хрустальными элементами люстры, которая находилась как раз над кассами, порвались и свисали вниз. Затем был недельный косметический ремонт, и вместо люстры появилась арматура ламп дневного освещения.

Надо сказать, что процедура замены хрустальных люстр на лампы дневного света, более экономичные и безвредные, тогда прошла по всему Ленинграду. Электромонтеры, продававшие эти люстры с рук, оценивали их так: «большая стекляшка — 5 руб., маленькая — 3 руб.». И это было в 2—3 раза дешевле, чем в рядом с Елисеевским расположенном комиссионном магазине «Бронза», где продавались люстры.

Может быть, в этом и заключается тайна люстры? Но в любом случае истину восстановить необходимо: не может быть такого, чтобы сотни ленинградцев ошибались... П. Кудрявцев, ветеран труда".

"Почему возникли сомнения относительно люстры? Ее можно было увидеть в 50—60-е годы. Каждый раз, входя в магазин, я любовался ею. Она исчезла к концу 60-х, когда натянули сетку над кассами.

Вторая такая люстра была в фойе кинотеатра «Колизей». После реконструкции ее не стало. Если спросить руководителей, они, возможно, тоже разведут руками: такие «мелочи» никто никогда не брал в голову, и наш город спокойно «раздевали»... Б. Александров".

«Эту люстру помню с детских лет. Со всей ответственностью заявляю: люстра была. Я ее всегда показывала туристам, когда водила их по городу. Е.Г. Золотова».


Более того. Есть свидетельства даже самих работников гастронома и Театра музкомедии, расположенного этажом выше!

«Хрустальная люстра в центральном гастрономе № 1 (бывшем Елисеевском) висела. Я работала в винно-фруктовом отделе продавщицей с июня 1944 по март 1964 года. А вот когда и куда исчезла, я не знаю. Жаль, что такая красота не будет украшать магазин. К.Д. Вольнова».

«С 1953 по 1966 год я работал в Театре Комедии: зал театра расположен над залом гастронома. Ежедневно в нем бывал и утверждаю: люстра была! Но когда стали потолок переделывать под лампы дневного света, то четыре люстры по углам и центральную сняли, и больше их никто не видел. Б.А. Банков».


Ваш покорный слуга, будучи в то время студентом 1-го курса ЛГУ и заодно невольным свидетелем случившейся шумихи, не мог не заинтересоваться этим феноменом, поскольку имел повышенный интерес ко всякой психологии, мистике и загадкам, да вот только, по вполне понятным причинам, имеючи на руках только аттестат об окончании десятилетки (с неравномерным успехом, кстати) и общепринятые представления об устройстве нашей Вселенной, не смог найти этому феномену приемлемого объяснения. Ведь люстры-то там и в самом деле никогда не было! Есть старые фотографии начала XX века, после недавнего открытия магазина, с очень красивым, но совершенно лишенным люстры потолком! Ну, разве что несколько небольших люстр висели по углам, но в центре - ничего. Может, коренные ленинградцы именно их имели в виду? Или ту маленькую в центре, что на фотке чуть выше? Но она по любому не тянет на городскую достопримечательность и историческую ценность.




Как ни странно, споры о люстре до сих пор не прекращены окончательно. Хотя, справедливости ради стоит сказать, что Г.В. Барановский, проектировавший здание, действительно как вариант рассматривал оборудование торгового зала люстрой, похожей на ту пару люстр, что до сих пор висят в Елисеевском гастрономе в Москве. Однако по неизвестным мне причинам в окончательном проекте решено было этого не делать, ограничившись светильниками-бра на стенах и декоративным локальным освещением самих витрин.



Так или иначе, шумиха утихла, а ваш покорный слуга отложил себе в память на заметку этот странный случай и начал собирать такие рассказы о "ложной памяти" и "массовом психозе", как их называют психологи, ничего, увы, при этом не объясняя. Типа, голова - сиречь предмет тёмный и исследованию не подлежит.

Случаев таких по жизни случалось множество, и даже, более того, практически каждый человек может из собственной жизни привести не один пример того, как он, скажем, слышит эпизод из жизни, в котором он участвовал, из уст другого свидетеля и чуть ли не с возмущением понимает, что тот всё переврал, что на самом деле было совсем иначе. Короче, как говорят следователи, "врет как свидетель". И очень удивляется, когда рассказчик неожиданно приводит убедительные аргументы по поводу того, что он рассказывает правду: показывает фотографии, видео, после просмотра которых возникает впечатление, что ты сошёл с ума. Разумеется, услужливое подсознание вскорости вытрет из памяти этот нечаянный конфуз и восстановит первозданную и непротиворечивую картину воспоминаний: ну да, действительно, я мог ошибиться... хотя... не до такой же степени! Я ведь чётко вижу перед глазами, как оно там всё происходило, слышу все голоса, все реплики, даже запахи помню! Но... приходится признать, что было не так.

Еще классический пример этого эффекта - какая-нибудь запомнившаяся реплика из кинофильма, которую вы помнили на протяжении многих лет и считали чем-то очевидным. Наконец, вы пересматриваете этот фильм - и впадаете в растерянность: оказывается, герой фильма говорил в этом месте совсем не то, или вообще этого не говорил! Но ведь не мог же я ошибиться! Не мог!!! А "документальные свидетельства" в виде фильма показывают обратное. Ведь сам-то фильм каким был, таким и остался.

О недавнем подобном случае из собственной жизни я писал у себя в блоге в Живом Журнале года полтора назад, столкнувшись с феноменом, как это обычно и бывает, совершенно неожиданно.

Если мы имеем дело со случаем, когда у вас отсутствуют единомышленники, когда вы оказались в гордом одиночестве со своей версией произошедшего, то, наверное, вашу историю худо-бедно, но можно списать на "ложную память", на то, что, по словам психологов, человек прошлое практически не помнит, разве что несколько точечных временных маркеров ситуации, а всё что происходило между этими маркерами, просто конструирует, заполняет собственными фантазиями. Этим можно объяснить феномен сплетен и "испорченного телефона". Однако - как объяснить, что феноменом "общей ложной памяти" неожиданно могут заболеть тысячи людей одновременно?

В 2013 году умер первый чернокожий президент Южно-Африканской Республики Нельсон Мандела, в прошлом бывший борец с апартеидом, за права чернокожей части населения страны. В связи с печальным событием главам правительств многих стран были разосланы приглашения на похороны. Однако произошло совершенно абсурдное событие, очень похожее на массовое помешательство. Многие тысячи людей были абсолютно уверены, что бывший поборник прав чернокожих Нельсон Мандела... не только никогда не был президентом ЮАР, но вообще умер в застенках апартеида в 80-х годах!!! Конечно, Мандела действительно сидел в тюрьме во времена расизма и дискриминации негров в Южной Африке, но почему в инфополе сложилось впечатление, что он не остался жив, никто объяснить не в состоянии.



Этот случай, как наиболее яркое проявление описываемого эффекта, и послужил в качестве его названия. С тех пор его называют эффектом Манделы.

Когда человек на собственном опыте сталкивается с подобными явлениями, ему может показаться, что либо он сходит с ума, либо сходят с ума пространство и время. Потому что феномен в корне противоречит жизненному опыту и представлениям о мире как о трёхмерном пространстве и одномерном и однонаправленном времени. И уж наиболее ярко с проявлением эффекта Манделы он столкнется когда начнёт изучать историю, причем в самом серьезном и "научном" смысле: работая с археологическими источниками, с архивными документами и с прочим "объективным" материалом. И он заметит ещё одну весьма странную вещь, которую сознание наотрез откажется признать: что он не может восстановить чёткую картину происходящего, так сказать, "навести резкость" и во всех подробностях рассмотреть картины прошлого. Можно поклясться, что собственными глазами видел такие-то и такие-то документы, что у тебя даже где-то хранятся их сканы или фотографии, где русским по белому сказано то-то и то-то. В качестве убийственного аргумента для своего оппонента вы лихорадочно отыскиваете эти свидетельства... и с удивлением обнаруживаете, что в них говорится совершенно не то или не так, и что ваш оппонент, к вашему глубочайшему сожалению, не "несёт бред", а даже оказался не столь уж и неправым. Чертовщина какая-то! Прямо "Мастер и Маргарита"!

И уж совсем кажется невероятным возможность того, что мы сами каким-то непостижимым образом оказываем воздействие на прошлое и можем его изменить! Потому что тогда окажется, что все наши знания о прошлом в конечном итоге опираются на устоявшуюся мифологию, этакую векторную сумму критического числа авторитетных мнений, способную преобразовать не только наши представления о прошлом, но даже и само прошлое как таковое! Точно так же, как мы своими представлениями и мыслями о настоящем меняем это настоящее, и точно так же с будущим.

Признаю, что тема далеко не раскрыта, оставлено большое пространство для дискуссий и выражения различных мнений. Однако, если учесть эффект Манделы и честно и последовательно попытаться встроить его в своё мировоззрение или даже расширить оное, мы, пожалуй, вынуждены будем признать, что не столько исследуем окружающую нас реальность, сколько сами же создаём её. А существует ли что-то "на самом деле", то есть "объективно"? Боюсь, что теперь на этот вопрос уже невозможно ответить на уровне двоичной логики, в рамках "да" или "нет".






Tags: КОБ, закон времени, квантовый скачек, парадокс, планета земля, управление реальностью
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments