art_afrodiziak (art_afrodiziak) wrote,
art_afrodiziak
art_afrodiziak

Categories:

ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ, А ПОМРИ ДУРАКОМ. часть3

итак, в части 1 и 2 мы выяснили, что

фразеологизмы будут называться интернациональными если заимствовались из языка в язык, или же возникали у разных народов независимо друг от друга вследствие общности человеческого мышления, близости отдельных моментов социальной жизни, трудовой деятельности, производства, развития науки и искусств.

Одной из отличительных особенностей пословиц вообще является их общечеловеческий характер. Если вы когда-нибудь усомнитесь в единстве человеческого рода, в общности всех народов и рас, обратитесь к пословицам и поговоркам, народным афоризмам и изречениям! Пословицы и поговорки лучше всех других литературных жанров взламывают панцирь культурных и бытовых наслоений каждого общества, обнажая то основное и общее, что свойственно всем людям, независимо от того, где и когда они жили или живут.
...

Худо́жественный стиль - функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. В этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т.п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т.п
...

met14

_________________________________________________________________
Знание - сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает. (китайская пословица)

Ученый без трудов подобен облаку без дождя. (арабская пословица)

Глухой знает, что услыхал, слепой - что поймал.
Стремись завоевать не мир, а его знание. (туркменские пословицы)

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем. (французская пословица)

Учи других и сам научишься.
Сперва аз да буки, а потом науки.(русские пословицы)
...

concept_903_3

ДИСЦИПЛИНА УМА

В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII века оно имело два оттенка: первый - господство над природой с помощью знания и ремесел, второй - духовное богатство личности. О том, что в это время новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа Кант (1724 -1804) и Гегель (1770 - 1831) почти не употребляли слово «культура». Гегель заменял его термином Bildung (образование), а Кант, хотя изредка и пользовался словом «культура», но сводил его смысл к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлениями чувств.

Культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов.
Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества...существует более 500 современных определений что такое культура. в том числе и сложные гиперболические метафоры, например "культура-это оружие"




В древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры - понятия, связанные с трудом крестьянина. Только в XVIII - XIX веках для европейцев понятие «культура» приобрело духовный оттенок. Им стали обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. До сих пор слово «культура» связывается у нас с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием.

>

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую группу вошли описательные определения. Например, такое: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую - определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Пример: «культура - социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни». В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она -продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

image002

Под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации. Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, культуре молодежи, культуре рабочего класса и т.д.
Под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерство культуры с разветвленным аппаратом чиновников; средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре; журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей.
Культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений. Мы употребляем выражения «культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении опрятно прибранное, чистое функциональное пространство. «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда противопоставляем культуру бескультурью - отсутствию культуры. Понятие «культура» прилагаем к самым разным явлениям: «культурный человек», «культура общения», «культура труда», «художественная культура», «физическая культура», «культура поведения», «политическая культура», «министерство культуры», «культура быта» и т.п. Для многих из нас культурным является человек, который может поговорить о Бетховене, Достоевском и Пикассо. Подобное толкование, пришедшее к нам из XVIII века, по существу уравнивает «культурность» с «воспитанностью» и «цивилизованностью». Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.
Культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
...
В обществе много безобразного, отвратительного, которое никак не назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм - все это искусственно создано человеком и принадлежит к сфере общественных явлений.

Если культура по определению состоит из ценностей, а не только из норм и обычаев (они могут быть любыми), то фашизм или преступность никак нельзя включить в состав культуры, поскольку они не обладают позитивной для общества ценностью. Они направлены на уничтожение человека, следовательно, не выступают гуманистическими ценностями. Но если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием выступает человек, мера его развития. И тогда культурой нужно считать только то, что содействует развитию, а не деградации человека.
...
культура выполняет в обществе ряд важных функций. идентификационную, прогностическую, адаптационную.

Но ПЕРВАЯ по мнению многих исследователей, и главная функция культуры - коммуникативная.

======================================================= бонус =============================================================

Метафора - тень гиперболы

Многие считают, что из выразительных средств самым важным для поэзии является метафора. Ее значение отрицают лишь те, кому образность не доступна.
И все-таки при всей огромной важности метафоры природу поэзии определяет не столько она, сколько гипербола. Художественная проза напоена метафорами, но от этого она не становится поэзией. А вот преувеличение Гоголя, что «редкая птица долетит до середины Днепра» – сколок чистой поэзии, приобретший, кстати, и стиховую оснащенность в своем ритме и аллитерации.

post-52360-1210183417

Значение гиперболы невозможно преувеличить уже потому, что человек произошел не от обезьяны, а от гиперболы. Гипербола – первая ступень человеческого восприятия. Внутренне соразмерив громадность и мелкость окружающих существ и предметов, наш пращур стал искать соответствующие пути воздействия на них, что явилось источником человеческих переживаний. Метафора более поздняя форма восприятия. Между гиперболой и метафорой лежат тысячелетия, в течение которых мыслительные процессы продвинулись далеко, оказывая все большее влияние на природные, непосредственные ощущения человека. Вот почему людьми книжными метафора ценится несравненно выше гиперболы, подменяя собой чувство.
«Иногда, - пишет Л.В.Чернец, - (а у «поэтов метафор» – часто) вводимые цепями метафорические образы настолько ярки, развернуты и наглядны, как бы заслоняют собой предмет речи, говорят о реализации метафоры. Таково, например, стихотворение Пастернака «Импровизация».

Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.

И было темно. И это был пруд
И волны. – И птиц из породы люблю вас,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые, черные, крепкие клювы.

И это был пруд. И было темно.
Пылали кубышки с полуночным дегтем.
И было волною обглодано дно
У лодки. И грызлися птицы у локтя.

И ночь полоскалась в гортанях запруд.
Казалось, покамест птенец не накормлен,
И самки скорей умертвят, чем умрут
Рулады в крикливом, искривленном горле.

О чем это стихотворение: о музыке, извлекаемой из клавиш рояля? о крикливых птицах, которых «кормит» лирический герой? о ночном пруде и шуме воды «в гортанях запруд» ? Эти три темы (три мотива) ассоциативно связаны. Одна из ассоциаций – звук. Клавиши и птицы слиты в единый образ в метафорах: «Я клавишей стаю кормил с руки // Под хлопанье крыльев, плеск и клекот», «...Рулады в крикливом, искривленном горле» (здесь горло – синекдоха, обозначающая птицу). Птицы и ночной пруд, волны объединены тоже благодаря метафорам: «Ночь полоскалась в гортанях запруд»; «гортани запруд» соотнесены с «крикливым, искривленным горлом» (звуковой повтор: гортань, горло – как бы закрепляет аналогию). Другая сквозная ассоциация – цвет, сближающий птиц («черные клювы»), пруд («и было темно», «ночь полоскалась в гортанях запруд») и музыку («ночь терлась о локоть»). Черный, ночной цвет (исполняется ноктюрн?) не единственный в стихотворении: «Пылали кубышки с полуночным дегтем», «И было волною обглодано дно // У лодки. И грызлися птицы у локтя». Эти метафоры, по-видимому, возвращают читателя к клавишам рояля, к их бело-черной гамме. В сложной образной системе «Импровизации» исходная тема – игра на рояле, но слышим мы крики птиц и шум волн. Доминанта стиля – именно метафора, на что настраивает уже первая строка: «Я клавишей стаю кормил с руки...». (подготовка к егэ по русскому языку). Вероятно, стихотворение Пастернака можно прочесть, домыслить и иначе. Оно многозначно, чему в немалой степени способствуют метафоры».
Пастернак в юности собирался стать композитором. Но, поняв, что композитор из него не выйдет, решил искать славы на поэтическом поприще. Однако музыкальная тема осталась у него излюбленной.
В «Импровизации» Пастернак сравнивает клавиши рояля с раскрытыми клювами голодных птенцов, а игру на рояле – с кормлением птенцов. Свою импровизацию он исполняет стоя, «встав на носки». Ему все равно, что в такой позе он, высокорослый, не дотянется до клавиш. Главное – выдумать и наслоить друг на друга побольше метафор, где и совершенно бесполезный для импровизации «завернувшийся рукав» (видимо, рукав сорочки, а не пожарный рукав, который рядом с источником воды имеет право на существование), и ураган в пруду, и деготь, который, подобно деньжатам, хранится почему-то в кубышках, и почему-то только «черные, крепкие клювы», словно у рояля не существует белых клавиш, и «рулады… в крикливом горле», и какие-то «самки», как будто в стихотворении речь не о птенцах, а детенышах млекопитающих, которых и в самом деле кормят только самки. Так или иначе, если в «Импровизации» и был бы хоть какой-нибудь проблеск поэзии, то эти «самки» уничтожили бы его. Перед нами голая идея с помощью черных красок сочинить ноктюрн. Подобная задача, будучи чисто технической, имеет отношение не к поэзии, а стихосложению. Основой поэзии Пастернак назвал, прибегнув к излюбленной им метафоричности, «всесильного бога деталей». Сколь всесилен – точен и убедителен – его бог, уже показано. Однако главное заключается в том, что этот «всесильный бог» прозы не по достоинству был возведен Пастернаком в поэтическое божество. Поэзия на дух не переносит деталей, потому что они способствуют описанию, что является заботой прозаика. Когда в лирике встречаются детали – а без них, увы, никак не обойтись – поэт старается не нагнетать, а скрасить их. Соль «содержания» лирического стихотворения в непосредственном душевном переживании, но никак не в «кубышках» и «самках», в прозаических метафорах, добытых умственными потугами, перенасытивших «Импровизацию» и свидетельствующих о прямом родстве Пастернака с Бенедиктовым.
Метафора – коварное оружие. Она устремлена к мышлению, она поверяется алгеброй, с которой поэзия, в отличие от всех других видов искусств, не дружит, хотя и без метафоры не мыслит своего существования. Последнее связано с тем, что метафора ведет свое происхождение от гиперболы, соприкасаясь с ней своими гранями.
Гипербола – это внутреннее состояние, которое поднимается из наших глубин не зависимо от нашей воли. Гипербола мгновенно вводит в субъективный мир. Она подчиняется лишь прихоти ее создателя, его чувствованию. А метафора, будучи скрытым сравнением, еще прочнее, чем оно, связана с познанием. Так что все познается не в сравнении, а в метафоре. Собственно, формулы точных наук являются метафорами. Отсюда и восторг, в который ученых приводят формулы уже одним своим видом. А гипербола с ее духом субъективности противопоказана познанию. Всамделишное познание и всамделишная поэзия имеют одну и ту сущность, опирающуюся на внутреннюю достоверность, которая важнее, чем видимость. Гипербола – свидетельство тонкой психической организации. Если у поэта выскочил прыщ, то этот смертельный недуг выльется в вопль его души, а испорченное настроение, как свидетельствует Ли Цинчжао, может привести к всемирному потопу –

Падал снег. А в саду мэйхуа,
Как всегда, в эту пору цвела.
Помню, веточку алых цветов,
Захмелев, я в прическу вплела.
Но осыпались эти цветы
И моих не украсят волос.
Неуемные слезы бегут,
Стала мокрой одежда от слез.

У большинства поэтов гипербола тяготеет к скрытности. Явно она проявляет себя у тех авторов, для которых характерна ораторская интонация. Отсутствие гиперболы сигнал, что имеешь дело с трудами стихотворцев. Их интеллектуальные попытки добыть гиперболу приводит к мертвенной интонации (творчество скальдов). Именно гипербола превращает языковую метафору в поэтическую метафору. Именно гипербола фокусирует в себе поэтическую личность, которой стихотворцы лишены по природе. Именно гипербола придает тот или иной тембр голосу поэта, окрашивая его интонации.

Яков Семенович Шишкин, РЕПЕТИТОР РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
____________________________________________________________________________________________________

375134_573853405980811_834984607_n

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

Чехов А. П.

И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Толстой Л. Н.

Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.

Конфуций
///

остаюсь в вопросах.
Tags: communication, live and learn, воспитание, интернет мем, интонация, когнитивный диссонанс, коммуникации, кросскультурный шок, культура, культурный шок, культурология, мысли вслух, образование, педагогика, перевод, политическое клише, пословицы и поговорки, разв, словарь, слово, слоган, фразеологизм, фразеология, язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments