art_afrodiziak (art_afrodiziak) wrote,
art_afrodiziak
art_afrodiziak

Category:

Исаак Бабель - поэзия прозы

Originally posted by philologist at Исаак Бабель - поэзия прозы
13 июля, в день рождения писателя, в Одессе завершился Международный литературный фестиваль, собравший представителей художественной интеллигенции из России, Италии, Германии, США и других стран



"Я прочитывал слова вслух, старался, чтобы ритм был строго соблюден, и вместе с тем так уплотнял свой рассказ, что нельзя было перевести дыхание". Этот творческий метод – от Исаака Бабеля: русского писателя еврейского происхождения, выдающегося мастера новеллы, прозаика, творившего, по существу, поэтический эпос.

Украинский город и черноморский порт Одесса неслучайно был выбран для фестиваля в честь Исаака Бабеля. Одесса – родина писателя. Тогда, в год его рождения, 1894-й, Одесса была губернским центром Российской империи и к тому же входила в так называемую Черту постоянной оседлости евреев.

И это многое объясняет в творчестве Бабеля. Например - происхождение наиболее популярной его книги "Одесские рассказы". В детстве Исаак пережил еврейский погром (его спрятала христианская семья) и всю жизнь мечтал об особом герое – еврее, который может постоять за себя. Он нашел своего, может быть, главного литературного персонажа в среде одесских еврейских уголовников, описав эту среду в ярко-романтическом ключе и с неподражаемым юмором.

Юмора в рассказах о легендарном воре и налетчике Бене Крике гораздо больше, чем социальной проблематики. "Но доверяться только смеху здесь не стоит", - замечает популярный российский актер, виртуозно читающий рассказы Бабеля с эстрады, Сергей Юрский:

"Это не просто юмор, это юмор сквозь историю, а историю Бабель зацепил самую трагическую, самую бурную, самую темпераментную!.."

Исаак Бабель был в полном смысле сыном своего времени, которое бросало его в невероятные водовороты жизни. Молодому человеку не дали толком завершить образования, призвав в Российскую царскую армию на фронт Первой мировой войны. Оттуда в год русской революции – 1917-й – он дезертирует и вскоре появляется уже в рядах Красной армии на Гражданской войне.

Как военный корреспондент и боец Бабель служил в знаменитой Первой конной армии, и этот опыт принес ему и огромную славу, и погибель. "Конармия"- так называется "самая честная и самая трагическая", по современным оценкам, книга о Гражданской войне в России, разразившейся после революции. Исаак Бабель описал в ней красноармейцев такими, какими видел их рядом с собой, и это были не герои, а смесь "барахольства, удальства, звериной жестокости": "Как мы приносим коммунизм – это ужасно", - заключал автор "Конармии".

При этом Бабель писал и статьи, славящие революцию и ее героев, и даже сам служил в Чрезвычайной комиссии – революционном карательном органе и водил дружбу с самыми влиятельными представителями советской власти. Правда, все это не помогло ему избежать ареста. Он, как и миллионы его современников, стал жертвой сталинских репрессий и был расстрелян в 1940 году.

Неоднозначная судьба неоднозначной личности. Фантастическую версию этой судьбы предлагает известный современный писатель Дмитрий Быков в своем романе "Оправдание". Сюжет строится на том, что официально убитые жертвы сталинского террора будто бы не были расстреляны, а сосланы в особые лагеря, где выковывались некие "сверхлюди".

После смерти Сталина все они начали возникать из небытия. И один из таких таинственно выживших – Исаак Бабель. Как рассказал в интервью "Голосу России" сам Дмитрий Быков – кстати, участник Одесского литературного фестиваля, - "я выбрал своим героем Бабеля по двум причинам":

"Первая заключается в том, что Бабель с его безвременной смертью, долгим молчанием на допросах - фигура очень притягательная, вызывающая желание как бы переиграть его судьбу. Это как тот неоконченный роман, который взывает к продолжению, к окончанию, хочется обязательно что-то из этого сделать. Ну а вторая причина, вероятно, заключается в том, что Бабель ведь действительно писатель в русской традиции довольно экзотический. Это писатель, у которого с традиционной нравственностью довольно сложные отношения. И я думаю, что как раз вот эта нравственная амбивалентность Бабеля могла бы ему позволить лучше многих других осознать и претворить в искусство советский опыт. Так что мне представлялось, что быть судьей "советского проекта" и, если угодно, его последним выжившим участником, - это как раз прерогатива Бабеля".

Сегодня жизнь и творчество Исаака Бабеля достаточно изучены. Полное собрание сочинений писателя укладывается в четыре тома, и многие из них переведены на иностранные языки и даже очень успешно живут на зарубежной сцене. Примерами здесь могут служить итальянский спектакль "Конармия" или польские постановки пьесы "Закат".

Но кто бы ни обращался к творчеству Исаака Бабеля, все говорят об одном: его новеллы – это стихотворения в прозе. О "музыке стиля" Бабеля высказывался знаменитый аргентинский новеллист Хорхе Луис Борхес. Московский писатель Вячеслав Пьецух прямо указывает на Бабеля как на преемника русского классика 19-го века Ивана Тургенева, потому что "он работал на грани поэзии и прозы, где исчерпываются повествовательные возможности языка и начинается сердцевещание".

А известный московский режиссер Иосиф Райхельгауз, говоря о Бабеле, восхищенно цитирует его строки: "Нас потрясали одинаковые страсти. Мы оба смотрели на мир, как на луг в мае, как на луг, по которому ходят женщины и кони…" - это не проза, это – стихи!.."

Ольга Бугрова
rus.ruvr.ru


Tags: art history, Исаак Бабель, день рождения, литература, литературный фестиваль, писатель, поэзия, поэт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments